ГИА

Общая информация

Освоение образовательных программ основного общего, среднего общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся. В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной итоговой аттестацией обучающихся.

Государственная итоговая аттестация для  выпускников 11(12) классов проводится в форме единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ), ГИА для выпускникоа 9 классов,  а также в форме государственного выпускного экзамена. ЕГЭ – это основная форма государственной итоговой аттестации для выпускников школ Российской Федерации, освоивших образовательные программы среднего общего образования. ГИА выпускников 9 классов — это государственная итоговая аттестация учащихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, которая представляет собой новую форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы. Их выполнение позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.

Обязательными для всех выпускников школ текущего года являются экзамены ЕГЭ по русскому языку и математике.
Вузы и ссузы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний.

Рекомендации психолога по подготовке и проведению ЕГЭ 11 классов и ОГЭ 9 классов:

Нормативная база

Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации
Телефон «горячей» линии Рособрнадзора по вопросам организации и проведения ЕГЭ +7 (495) 984-89-19
Телефон доверия ЕГЭ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: +7 (495) 104-68-38
Телефон «горячей» линии Министерства образования и науки Челябинской области: +7 (351) 263-25-17

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (с изм. от 29.07.2017 г.))

Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования» (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.10.2017 N 1252)

Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов

Документы федерального уровня

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (с изменениями/дополнениями)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2015 года № 08-432 «О повторном прохождении государственной итоговой аттестации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»
Приказ  Министерства образования и науки РФ от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»
Приказ Рособрнадзора от 18.11.2016 № 1967 «Об определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2017 года № 6 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г., №1400»
Расписание ГИА-2018 для 11 классов
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 года № 1098 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного экзамена по образовательным предметам основного общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2018 году»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 года № 1099 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2018 году»

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2018-2019 учебном году

Документы регионального уровня

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 20.03.2018 года № 01/723 «О порядке хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и документов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Челябинской области в 2018 году»
Письмо Регионального центра оценки качества и информатизации образования (ГБУ ДПО РЦОКИО) от 9 февраля 2018 года № 152

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 6 февраля 2018 года №01/327 «Об организации работы Общественной приемной ГЭК Челябинской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году»
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30 ноября 2017 года № 02/3614 «Об утверждении мест и Порядка регистрации на сдачу государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, в Челябинской области в 2018 году»
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30 января 2018 года №01/242 «Об утверждении состава государственной экзаменационной комиссии Челябинской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году»
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 08 февраля 2018 года №01/333 «Об утверждении мест расположения пунктов проведения экзаменов  в 2018 году в Челябинской области»
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 19 февраля 2018 года №01/394 «Об утверждении состава и Положения о конфликтной комиссии Челябинской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21 февраля 2018 года №01/426 «Об утверждении порядка ознакомления участников  государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования с результатами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по каждому учебному предмету Челябинской области в 2018 году»
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 03.05.2018 № 01/1354 «Об утверждении персонального состава руководителей, организаторов, технических специалистов и ассистентов пунктов проведения экзаменов в Челябинской области в 2018 году».
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 03.05.18 № 01/1355 «Об утверждении распределения участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе единого государственного экзамена,  по пунктам проведения экзаменов в Челябинской области в 2018 году».
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.05.2018 № 03/1521 «Об организации и проведении основного периода государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Челябинской области в 2018 году».
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18 мая 2018 года №03/1522 «О внесении изменений в приказы Министерства образования и науки Челябинской области».
Письмо Регионального центра оценки качества и информатизации образования (ГБУ ДПО РЦОКИО) от 22 мая 2018 года № 788 «О порядке подачи и отзыва апелляции о несогласии с выставленными баллами участника ГИА-11 в основной период».
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/2886 от 05.10.2018 г. «Об утверждении сроков, мест и порядка регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в Челябинской области в 2018/2019 учебном году»

Документы муниципального уровня

Приказ управления образования от 06.03.2018 г. № УО-04/160 «О проведении тренировочных мероприятий по применению технологий печати и сканирования экзаменационных материалов в пунктах проведения проведения экзаменов по математике (профильный уровень) с участием обучающихся 11 классов»
Приказ управления образования от 06.12.2017 г. № 683 «О формировании региональной информационной системы обеспечения проведения ГИА-9, ГИА-11 в городе Магнитогорске в 2017-2018 учебном году»
Приказ управления образования от 06.12.2017 г. № 684 «Об организации регистрации на сдачу государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, в городе Магнитогорске в 2017-2018 учебном году»
Приказ управления образования от 25.05.2017 г. № 01-20/1199 О специальном сервисе «Предоставление участнику ЕГЭ доступа к его результатам и работам» на официальном информационном портале www.ege.edu.ru»
Приказ управления образования от 25.10.2017 г. № 580 «Об организации регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в городе Магнитогорске в 2017-2018 учебном году»
Приказ управления образования от 25.10.2017 г. № 01-20/2784 «О пунктах проведения экзамена для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ управления образования от 30.10.2017 г. № 591 «О подготовке и проведении итогового сочинения (изложения) для выпускников 11(12) классов общеобразовательных учреждений города Магнитогорска в 2017-2018 учебном году»

Документы федерального уровня

Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
Письмо Рособрнадзора от 14.02.2018 № 10-92 «О повторном прохождении ГИА-9»
Расписание ГИА-2018 для 9 классов
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 года № 1097 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2018 году»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 года № 1098 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2018 году»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.01.2017 г. № 7 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 г. № 02-101 «О сроках хранения материалов итоговой аттестации»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 09.04.2014 г. № 392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 г. № 20-206 «Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ  Министерства образования и науки РФ от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»
Приказ  Министерства образования и науки РФ от 25.12.2013 г. № 1394 (зарегистрирован 03.02.2014 г. № 31206) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
Приказ  Министерства образования и науки РФ от 27.08.2013 г. № 989 «Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и  приложений к ним»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.06.2013 г. № 491 «Об утверждении порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 02.11.2016 г. № 08-2358 «О бланках свидетельств начального общего образования руководителям»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 22.09.2016 г. № 08-1994 «О приобретении (изготовлении) бланков аттестатов об основном общем и среднем общем образовании»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.09.2016 г. № НТ-111708 «Об учёте результатов итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
Письмо Рособрнадзора от 17.05.2016 г. № 10-238 «О направлении Методических рекомендаций по оснащению пунктов медицинской помощи в пунктах проведения экзаменов»
Письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146 «О количестве сдаваемых предметов в IX классе»
Письмо Рособнадзора от 25.12.2015 г. № 01-311/10-01 «О методических документах, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА-9 и ГИА-11 в 2016 году, подготовленные с учетом вносимых изменений»

Документы регионального уровня

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 19.04.2018 № 01/1231 «Об утверждении минимального количества баллов и шкалы перевода первичных баллов в пятибалльную систему оценивания по каждому учебному предмету государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в Челябинской области в 2018 году»
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.04.2018 № 01/1214 «Об утверждении предметных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Челябинской области в 2018 году»
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2017 № 03/3905 «Об утверждении организационно-территориальной схемы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Челябинской области в 2018 году»
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 20.02.2018 № 01/405 «О создании конфликтной комиссии Челябинской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2018 году»
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 12.01.2018 г. № 01/28 «Об организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена по химии и иностранным языкам в Челябинской области в 2018 году»
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2017 г. № 03/3795 «Об утверждении мест и порядка регистрации на прохождение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2018 году в Челябинской области»
Приказ Регионального центра оценки качества и информатизации образования от 13.11.2017 г. № 550-ОД «О формировании и ведении региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в Челябинской области в 2017-2018 учебном году»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30.10.2017 г. № 1213/10507 «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 19.05.2016 г. № 01/1586 
«О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14 апреля 2016 г. № 01/1079»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10.03.2016 г. № 03-02/1880 «О рекомендациях по организации аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.01.2015 г. № 03-02/358 «О рекомендациях для принятия решений о выдаче коллегиальных заключений психолого-медико-педагогических комиссий обучающимся  с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим образовательные программы основного общего и среднего общего образования»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30.01.2014 г. № 03/538
 «Об открытых банках заданий ЕГЭ и ГИА-9»
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.12.2013 г. № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.05.2018 № 03/1518 «Об организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Челябинской области в 2018 году».
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/1586 от 24.05.2018 г. «Об утверждении инструкции по осуществлению общественного наблюдения при проведении государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования в Челябинской области в 2018 году».

Документы муниципального уровня

Приказ управления образования администрации города Магнитогорска от 29.03.2018 № УО-04/240 «Об организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в городе Магнитогорске в 2018 году»
Приказ управления образования от 27.12.2017 г. № 742 «Об организации регистрации на прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в городе Магнитогорске в 2018 году»
Приказ управления образования от 06.12.2017 г. № 683 «О формировании региональной информационной системы обеспечения проведения ГИА-9, ГИА-11 в городе Магнитогорске в 2017-2018 учебном году»
Приказ управления образования от 04.04.2017 г. № 257
 «О внесении изменений в приказ управления образования от 09.03.2017 № 168»

Информационные материалы

Уважаемые будущие участники ЕГЭ, родители, учителя и организаторы!

Для вас разработаны информационные материалы – видеоролики и плакаты, которые помогут разобраться в особенностях экзаменов, лучше подготовиться и успешно сдать ЕГЭ!

11 класс

Вам предстоят итоговые экзамены — один из важнейших этапов в вашей жизни, во многом определяющий будущее. Сейчас Вам предстоит государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ).

Вообще говоря, взрослые стараются, чтобы процедура сдачи ЕГЭ была максимально безболезненной для выпускников. Существуют общие рекомендации по организации полноценного и правильного питания, оптимального режима занятий, по снижению эмоционального напряжения и преодолению стресса. Эти рекомендации могут Вам помочь в период подготовки и сдачи экзаменов. Вы можете узнать о них по телефону на линии детского телефона доверия 8-800-2000-122. Аналогичная информация есть на сайте: http://childhelpline.ru/ege/.

Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо разработать индивидуальную стратегию подготовки и сдачи экзамена. Для этого необходимо учесть Ваши личностные особенности, которые Вы можете использовать для получения лучших результатов на экзаменах. Вы уже сдавали экзамены ранее, и сами можете оценить свои сильные и слабые стороны. За годы учебы к Вам могло прийти понимание своего уникального стиля учебной деятельности, включающее умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установку на успех.

Если же Вы убедились, что с некоторыми личными особенностями Вам не удается справиться самим, то Вам может понадобиться помощь специалиста. В первую очередь – это школьный психолог.

Речь идет о тревожности, когда учебный процесс сопряжен с высоким эмоциональным напряжением. Если Вы склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную, то проверка знаний в любом виде может вызвать у Вас особую тревогу.

То же касается неуверенности, когда Вы не можете самостоятельно проверить качество своей работы, потому что не уверены в правильности своих знаний и решений. Вам может быть присущ конформизм и в других сферах жизни, если Вы не умеете отстаивать в них собственную точку зрения.

Сюда же можно отнести реакции рассеянности, трудности концентрации или наоборот переключения внимания, повышенную утомляемость, затруднения в тщательной и кропотливой работе и даже стремление быть самым лучшим, совершенным.

Повторюсь, если Вы не можете справиться с этими трудностями сами, обратитесь к школьному психологу.

Памятка для тех, кто готовится сдавать егэ

  • Думайте о позитивном результате сдачи экзамена, переключайтесь от мыслей, связанных с негативными представлениями экзаменационной процедуры.
  • Никогда не думайте о возможности негативного исхода испытания. Нельзя настраиваться на неуспешность. Не тратьте на это напрасно силы, попробуйте, наоборот, выстроить программу успеха, продумайте и проиграйте её в деталях.
  • Решите, зачем Вам нужно успешно пройти экзаменационные испытания, какая польза для Вас от успешной сдачи экзамена. Продумайте, какие возможные перспективы профессионального обучения в дальнейшем открываются для Вас.
  • Соблюдайте правильный режим подготовки к экзамену, для лучшего усвоения программы лучше изучать в день немного учебного материала, но качественно, полностью разобрав тему, с примерами, с вопросами. Не гонитесь за большим объёмом материала, не создавайте у себя в голове хаоса и беспорядка; окрошка из обрывков знаний не лучший помощник на экзамене.
  • Готовьтесь к экзаменам в соответствии со своими биологическими ритмами, кому-то лучше утром сесть за подготовку, а кто-то предпочитает спокойно начать готовиться вечером. Главное, соблюдайте режим здорового сна, спите не менее 8-ми часов в сутки.
  • Если вы чувствуете, что подвержены сильному волнению и тревоге, у Вас низкий уровень стрессоустойчивости, не бойтесь обратиться к психологу за помощью.
  • Вы также можете самостоятельно воспользоваться тренинговыми упражнениями для укрепления психологического настроя и снятия повышенной стрессовой реакции организма. Постарайтесь адекватно оценить свои сильные стороны и опирайтесь на них при подготовке и сдаче экзамена. И у Вас всё обязательно получится.

Формирование правильных установок для успешной сдачи экзамена

Пример формирования установок для настройки на успешную подготовку и сдачу экзамена:

  • Я сажусь за своё рабочее место.
  • Я настраиваюсь на подготовку к экзамену, все беспокоящие меня мысли я оставлю в стороне.
  • Я позволяю себе представить, сколько интересного меня ждёт после успешной сдачи экзамена. Моя мотивация и желание сдать его хорошо возрастают.
  • Я остаюсь спокойным, если мне попадается трудное задание или для разбора материала требуется более долгий срок изучения. Время есть, я всё успею. Сложное задание могу отложить и вернуться к нему позже.
  • Даже одна изученная тема, один решённый пример, одно разобранное правило продвигают меня дальше.
  • Если я чувствую тревогу, страх или панику, то оцениваю их наличие, но не зацикливаюсь на них. Я нахожусь в безопасной для своей жизни и здоровья ситуации, делаю то, что знаю, могу и зависит от меня в этот момент.
  • Если что-то происходит не так, как мне хотелось бы, то я остаюсь собранным и спокойным. Это новый опыт. Любой человек может допускать ошибки. Я должен избегать осуждения себя. В будущем я смогу не допускать подобных ошибок.
  • Если меня одолевают навязчивые беспокойные мысли, я настраиваюсь на содержание задания. Концентрируюсь на его сути, на этапах выполнения. Обо всём лишнем я смогу подумать после сдачи экзамена. Сейчас я выполняю задание, с которым справлялся раньше и сейчас у меня тоже всё получится.

Пример формирования установок для непосредственной настройки на экзамен:

  • Я готов к экзамену.
  • Я занимаю своё рабочее место и сосредоточенно начинаю прочитывать задание.
  • При возникновении беспокойства я дышу медленно и глубоко. Я сделал всё, чтобы подготовиться к экзамену. Ко мне возвращается спокойствие.
  • Анализирую все задания и выбираю из них те, которые могу сделать сразу и легко. Проверяю их. Я молодец. Начинаю решать следующее задание. Если задание вызывает трудности – откладываю его. Вернусь к нему позже и решу.
  • Дышу ровно и спокойно. Это всего лишь экзамен. Я в безопасности.

Рекомендации по подготовке к экзамену

  • Необходимо подготовить место для занятий: лучше не держать на столе лишние предметы, удобно расположить нужные пособия, тетради, бумагу, карандаши.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку, считается, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно какой- либо картинки в этих тонах.
  • Составьте план подготовки к экзаменам. Для начала определите, кто Вы – «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Также важно четко определить план работы на каждый день: какие именно разделы будут пройдены и в какое время.
  • Психологи рекомендуют начинать подготовку к экзамену с самого трудного для Вас раздела. Но если Вам трудно «раскачаться», начните с наиболее интересного и приятного: войдете в рабочий ритм — и дело пойдет.
  • Чередуйте занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не стоит стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняйте как можно больше тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят вас с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйтесь иногда с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (в части А в среднем уходит 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзамену, не стоит думать о том, что Вы не справитесь с этой ситуацией. Положительный настрой будет способствовать усвоению материала.
  • Желательно оставить один день на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это не всегда верно. Психологи рекомендуют накануне сложных и ответственных мероприятий перестать к ним готовиться, совершить прогулку, принять расслабляющую ванну, а главное – выспаться!

В пункт сдачи экзаменов необходимо явиться без опоздания, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт, несколько ручек (на всякий случай).

Необходимо продумать одежду на период экзамена: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а процедура экзамена занимает несколько часов.

Как справиться с волнением перед экзаменом, контрольной работой или выступлением?

Все люди волнуются перед экзаменом, контрольной работой, спортивными соревнованиями и другими важными событиями. Это совершенно нормально и даже полезно, так как волнение помогает нам сосредоточить свои силы на решение самой важной на данный момент задачи. Но если мы волнуемся слишком сильно, то волнение не помогает нам сосредоточиться, а, наоборот, отвлекает.

Существует несколько способов, которые помогают уменьшить волнение при подготовке к важному событию:

  • Заранее узнать всю информацию о предстоящем событии: что и каким образом будет происходить, что потребуется от нас и т.д. Чем больше мы знаем, тем меньше мы волнуемся.
  • Попробовать не просто заучить требуемый материал, а разобраться в нем. Если это контрольная или экзамен, то важно понять логику изложения материала, если это спортивные соревнования, то перед тем как тренировать те или иные движения, имеет смысл медленно выполнить требуемое движение в воображении.
  • Готовиться к важному событию лучше всего вместе с кем-то. Тогда каждый сможет помочь другим разобраться в том, что сам хорошо понимает.
  • Занятия должны сочетаться с отдыхом. Уметь снимать напряжение также важно, как и уметь сосредоточенно и напряженно работать. Поэтому необходимо внимательно отнестись и к организации собственного отдыха: следить за тем, чтобы достаточно спать, делать во время занятий перерывы, выделить специальное время для отдыха и провести его наиболее приятным образом.

Справиться с чрезмерным волнением может помочь выполнение двух простых упражнений:

Визуализация: «Попробуйте мысленно перенестись в будущее, когда предстоящее событие уже останется позади. Представьте себе, что важное событие прошло успешно, вы показали себя с лучшей стороны, при этом совершенно не волнуясь. Как это происходило? Как Вы себя вели? Как Ваше поведение выглядело со стороны? Кто из присутствующих на экзамене заметил, что Вы совершенно не волновались? Каким образом?».

Усиление страха: Психологи давно заметили странную закономерность: чем больше мы пытаемся избежать волнения, тем сильнее мы начинаем волноваться. Пытаясь заставить себя успокоиться, мы начинаем волноваться еще сильнее. Как же выйти из этого замкнутого круга?

Ответ может показаться странным: заставить себя волноваться.

Выделите себе пятнадцать минут и попробуйте в течение всего этого времени максимально усилить свое волнение. В течении этого времени попробуйте вызвать все самые страшные и неприятные мысли, которые приходят к Вам в голову и записать их на бумагу. Когда время пройдет, разорвите и выбросьте написанную бумагу».

Во время экзамена

  • Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые Вы в силах решить. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе – они доступны для тебя!
  • В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию о том, как заполнять экзаменационный бланк. Прослушайте её внимательно, чтобы выполнить качественно все инструкции.
  • После заполнения бланка регистрации, постарайтесь сосредоточиться только на ситуации экзамена.
  • Прежде всего, просмотрите весь тест полностью. Выберите те задания, ответ на которые у Вас не вызывает затруднение. Выполните сначала их. Отдохните после их выполнения несколько минут.
  • На втором этапе выберите более трудные задания, которые необходимо анализировать и устанавливать логические связи. Сконцентрируйтесь и решите их знакомым Вам способом. Сделайте еще один 2-3х минутный перерыв.
  • Третий этап – выполнение заданий, вызывающих наибольшую сложность. Попробуйте использовать знания из смежных предметов или областей знаний, систематизируйте их, и ответ на вопрос по физике может отыскаться в курсе химии. Попытайтесь визуально вспомнить, где Вы могли видеть ответ на этот вопрос: постарайтесь вспомнить, как выглядела та страница в учебнике, какие иллюстрации были в этом курсе. Ещё один из вариантов – это применение способа исключения и установления причинно-следственных зависимостей. Попробуйте исключить самые неподходящие варианты ответов и оставить те, которые не противоречат основным научным положениям и законам, проанализируйте оставшиеся варианты и выберите наиболее правильный.
  • Если все способы и методы решения исчерпаны, положитесь на помощь случайных совпадений и теорию вероятности, действуйте, как подсказывает ваша интуиция, и выберите тот ответ, который «первым пришёл в голову».
  • Постарайтесь запланировать время для проверки всех ответов, даже самых лёгких, чтоб не допустить ошибок, связанных с невнимательностью и торопливостью в подборе решения.
  • Постарайтесь прочитывать все вопросы до конца. Это позволит максимально избежать ошибок при выполнении теста.

Удачи Вам!

Ситуация итоговой аттестации волнительна для семьи выпускников: для старшеклассников это ситуация, когда им необходимо так организовать собственную деятельность, чтобы показать как можно лучше результаты собственного обучения.

Им нужно мобилизовать все свои личностные ресурсы, чтобы получить наилучшие результаты и оправдать свои ожидания и надежды своих родителей. Родители старшеклассников также переживают эту ситуацию как стрессовую, потому что беспокоятся, прежде всего, о будущем своих детей, т.к. от результатов сдачи экзамена во многом зависит вариативность выбора дальнейших форм обучения их ребенка.

Эта ситуация также тревожна для педагогического коллектива школы – результаты итоговой аттестации выпускников являются одним из показателей качества предоставляемых образовательных услуг. Итоги ЕГЭ – один из способов оценки эффективности профессиональной деятельности педагогов, и результаты этой аттестации влияют на размер стимулирующих надбавок.

Чтобы ситуация напряжения и волнения не переросла в глобальный стресс для всех участников образовательного процесса, необходимо, прежде всего, создать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сохранению психологического здоровья старшеклассников, которая будет способствовать эффективному процессу подготовки и сдачи итоговой аттестации выпускниками. Важно, чтобы родители и педагоги демонстрировали в этот период, прежде всего, стратегию поддержки и помощи ребенку, не превращая для ребенка школьный экзамен в главный жизненный. Именно такое поведение будет способствовать профилактике возможных поведенческих рисков в подростковой среде.

Психологи выделяют три вида основных трудностей, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки или во время сдачи итоговой аттестации:

  • связанные с процессом проведения экзамена;
  • связанные с особенностями познавательных процессов старшеклассников;
  • связанные с личностными особенностями старшеклассников.

Трудности, связанные с процедурой проведения экзамена, возникают чаще всего по следующим причинам:

  • недостаточное знакомство с процедурой экзамена;
  • несформированность навыка вписывания ответов в экзаменационные бланки;
  • присутствие на экзамене большого числа незнакомых взрослых;
  • непонимание особенностей оценки отдельных заданий;
  • непонимание и незнание старшеклассниками своих прав и обязанностей;
  • необходимость решения большого количества задач в условиях жесткого дефицита времени.

Познавательные трудности, которые включают в себя:

  • недостаточную сформированность общеучебных навыков;
  • недостаточный уровень организации деятельности;
  • недостаточный уровень концентрации внимания в условиях дефицита времени (цейтнота);
  • необходимость распределения временных ресурсов исходя из субъективного представления о собственных знаниях тех или иных разделов экзаменационного теста;
  • необходимость выстраивания эффективной последовательности экзаменационных заданий с учетом «стоимости» определенных видов заданий (понимание оценки баллов за каждое экзаменационное задание).

На формирование личностных трудностей, прежде всего, влияет отношение к результатам ЕГЭ как к сверхзначимым. Эти установки часто формируются в семье выпускников в результате повышенных ожиданий родителей, что, безусловно, повышает уровень личностной тревоги у старшеклассников и боязнь не оправдать ожидания и «вложенные средства» в подготовку к экзаменам.

Успешность результатов на экзаменах зависит не только от развития предметных компетенций (знаний по конкретному предмету). Не менее важно, чтобы старшеклассник понимал смысл экзамена, имел собственную стратегию деятельности во время написания итоговой работы, чтобы у него были развиты навыки самоорганизации и адекватная оценка собственных возможностей.

Психологическая поддержка старшеклассников родителями

Важное значение имеет восприятие ЕГЭ в семье – какие разговоры ведутся в этот период в семье по поводу возможных последствий сдачи экзаменов для выпускника. Негативные или жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников.

Специфика самой формы проведения экзамена ЕГЭ (письменная форма, заполнение бланков, незнакомое окружение и люди) требует большей собранности и внимания, стратегии организации времени, которые более адекватны во время письменного экзамена. В это время учащимся не столько нужна внешняя поддержка со стороны окружающих, сколько важна ситуация, в которой они могут полностью сосредоточиться.

Поэтому важно создавать дома определенную обстановку, в которой старшеклассник может полноценно готовиться к итоговой аттестации, не отвлекаясь на посторонние шумы, имея личностное пространство для учебной деятельности.

Важно, чтобы семья оказывала поддержку ребенку не только в сам период сдачи выпускных экзаменов, но и во время всего периода подготовки. Данная поддержка заключается в формировании уверенности у старшеклассника в том, что в случае неуспешной или недостаточно успешной сдачи выпускных экзаменов у старшеклассника все равно есть выбор: продолжить образование в различных образовательных учреждениях или получить среднее специальное образование для получения профессии. Для этого в семье должна вестись планомерная профориентационная работа, заключающаяся в совместном поиске и обсуждении альтернативных вариантов получения профессионального образования, знакомстве с требованиями образовательных учреждений, необходимых для поступления, обсуждении возможностей поступления в различные образовательные учреждения среднего (специального) и высшего образования.

Отличие ЕГЭ от традиционного экзамена в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, ребятам нужна помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто старшеклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.

Сама процедура ЕГЭ может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников.

Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам.

Основные функции родителей в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов – это:

  • сохранить здоровье их ребенка;
  • снизить риски стресса у старшеклассника;
  • обеспечить дома комфортные условия для подготовки к выпускным экзаменам;
  • оказать поддержку в выборе профессии с учетом любых результатов экзаменов.

Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также могут выбрать ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 №1400).

Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК.

После получения соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ЕГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.

Напоминаем, что заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 февраля текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.

Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!

Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Это означает, что при проведении итоговой аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость аудиторных помещений, увеличение продолжительности экзамена, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования и т.п.

Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора

Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Государственный выпускной экзамен проводится, как правило, на базе образовательной организации, в которой обучался выпускник.

На основании заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями) образовательная организация может организовать проведение государственного выпускного экзамена для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на дому.

При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены: увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; возможность использования необходимых технических средств.

В продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Поступление в вуз выпускников с ограниченными возможностями здоровья

При поступлении в ВУЗы лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.

Таким образом, заключение ПМПК необходимо будет представить в приемную комиссию ВУЗа.

Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, имеющий результаты ЕГЭ, поступает на общих основаниях по конкурсу. То есть выпускные/вступительные экзаменационные испытания выпускник проходит один раз и по результатам ЕГЭ поступает или не поступает в ВУЗ.

Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, который выбрал госдарственную (итоговую) аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (не имеющий результатов ЕГЭ), сдает экзаменационные испытания дважды: в образовательной организации сдает ГВЭ, а в ВУЗе проходит вступительные испытания, проводимые ВУЗом самостоятельно.

Обращаем Ваше внимание на то, что заключение ПМПК не освобождает Вашего ребенка от государственной (итоговой) аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) и не дает никаких льгот при поступлении в ВУЗ!

Help-Desk
Яндекс.Метрика